На Белом городище
Успенский монастырь51.
Там ветер вольный свищет,
Кругом лесная ширь.

Из дальних сёл исетских
Под вьюги злющей вой 
Шли сани в храм Успенский
На ярмарку зимой.

К ней каждый год съезжались,
Обозы шли с добром,
А люди запасались 
Чеканным серебром.

Для многих центр духовный 
Был в вере поводырь.
Он в сёла вёз иконы,
Часовник и псалтырь,

Священное писание
И много книг других
Разного издания
В обложках дорогих.

Но монастырь не сразу
Стал краю помогать,
В начале он обязан
Был просто устоять.

Задолго до Челябы 
Тянулись в эту даль
По грязи и ухабам
Все те, кто волю ждал.

Им нравилась свобода,
Раздолье здешних мест.
Всё больше год от года
Людей селилось здесь.

В том месте, где сливались
Теча и Исеть,
Построить собирались
Монашьих келий сеть.

Мокринский52 здесь обитель
Решился возвести,
Чтоб в ней окрестный житель
Защиту мог найти.

Тобольский он. За службу 
Дворянство получил.
Водил лишь с теми дружбу,
Кто верой в Бога жил.

Он строил кельи, веря:
Затрачен труд не зря,
Не утвердится вера,
Коль нет монастыря.

Набеги из Тюмени
И изб сгоревших вид
Подвигли строить стены,
Чтоб был надёжный щит.

Отряды Илигея53
Монахам не страшны, 
Мокринского идеи
Империи нужны.

Дмитрий слыл воителем,
Его мечта сбылась,
Трудами всей обители
Была довольна власть.

В округе его имя
С святыми ставят в ряд,
С тех пор как принял схиму54,
Стал зваться он Далмат.

Творил поклоны вечно,
Кукуль55 спадал с чела,
Жёг старец ночью свечи,
Молитва тихо шла.

Одна лишь келья знала 
Трудов огромный груз,
Ходил Далмат усталым,
Теряя к жизни вкус.

Монахи в рясах чёрных
Молились день и ночь,
Стремясь в трудах упорных
Душе своей помочь.

Они в молитве Богу 
Любовь свою несли,
В быту монахи строгом
Есть свет и соль земли.

Дал многим душам пищу,
Смирение и мир
На Белом городище 
Далматов монастырь.

 


51 Успенский монастырь был построен в 1644 году на месте Белого городища при слиянии рек Теча и Исеть. Ныне город Далматово Курганской области.

52 Мокринский Дмитрий Иванович — тобольчанин, заслужил звание сибирского дворянина. Основал Успенский монастырь. Впоследствии был возведён монахами в сан «старца Далмата».

 

53 Земли, на которых был заложен Успенский монастырь, принадлежали тюменскому татарину Илигею, неоднократно совершавшему нападения на кельи монахов.

54 Схима — высшая монашеская степень, требующая от посвященного выполнения суровых аскетических правил.

55 Кукуль — часть облачения монахов, принимающих великую схиму. Он носится на плечах вместо клобука и покрывает голову и плечи.